Контрабанда на страже товарного дефицита

Финансовые эксперты говорят о снижении объемов импорта. О причинах ситуации и возможном ее исходе для украинских бизнесменов и потребителей – в комментариях президента компании «Филипс Украина» Маартена Дюрвиля и независимого эксперта по правовым вопросам Максима Шпаченко.

Корр.: С какими проблемами сталкиваются сегодня при транспортировке товаров через украинскую границу иностранные компании?

Маартен Дюрвиль:
— Основная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся — это использование так называемых индикативных таможенных цен на импорт. Таковые призваны бороться с серым импортом, который строится на товарах с заведомо заниженной стоимостью для избежания уплат таможенных сборов. Эта система не гибкая и предустановленные цены зачастую очень завышены.

Это обозначает, что компания не может продавать свои товары по цене, которая ниже указанной соответствующими органами либо компании может быть вообще отказано в импорте. На самом деле, компании могут работать еще эффективнее и могут пользоваться преимуществами, которые у них появляются вследствие изменения международных курсов валют, которые снижают рыночную стоимость товара, и должны быть механизмы, которые бы учитывали и отображали такие изменения в оценке таможенной стоимости.

- Можно ли сказать, что вследствие таких государственных мер в Украине ваша компания несет убытки?

- Возможно. За последний период, кроме всего прочего, мы наблюдали массированные документальные проверки, необходимость получения всех разрешительных документов в Киеве и жесткие проверки веса товаров, что привело к задержке приблизительно 50% нашего импорта.
Сейчас стало немного легче, но количество необходимой документации и сертификации для импорта продукции в сочетании с высокой таможенной оценочной стоимостью, определенно, усложняют жизнь бизнесу. Например, на все устройства WiFi необходимо получать разрешительную документацию в СБУ.

- Как вы оцениваете законодательную украинскую базу, ту часть, которая охватывает работу таможни? Что, по-вашему, нужно было изменить в нынешних правилах игры по этому сектору?

- В целом, регуляторное поле неплохое и оно действительно помогает уменьшить долю серого импорта, но мы, тем не менее, хотели бы видеть большую готовность к сотрудничеству между государственными органами и производителями, которые могут предоставить информацию об оптовых ценах на продукцию.

Независимый эксперт по правовым вопросам Максим Шпаченко говорит:

- Новые порядки на таможнях Украины не связаны с новыми нормативно-правовыми актами. Еще в апреле была почищена вся ценовая база (Единая автоматизированная информационная система) Гостаможни, в результате чего таможенники стали требовать повышения таможенной стоимости. За несколько месяцев ценовая база была заполнена, и, чтобы продолжить повышение таможенной стоимости, сотрудники ГТСУ стали, по возможности, использовать группы риска.

Если для товара существует группа риска, то решение о подтверждении таможенной стоимости принимает или замначальника таможни или начальник департамента таможенной стоимости Гостаможни. Таким образом, решение о таможенной стоимости принимает один человек на свое усмотрение, не глядя в ценовую базу.

Корр.:

- Что, по-вашему, случилось после прихода на пост главы Гостаможни Игоря Калетника? Ведь своей главной задачей он объявил борьбу с контрабандой.

- Каких-то глобальных изменений в законодательном поле для импортеров не произошло. Фактически таможенники работают в рамках устных приказов, цель которых сводится к повышению таможенной стоимости товаров, что на данный момент, не способствует повышению поступлений в бюджет.

Прямой контракт, сопутствующая документация, экспортная декларация и другие документы не играют инспекторам никакой роли, если таможенная стоимость, согласно устному приказа начальства, должна быть выше. Пропустив заявленную таможенную стоимость, инспектор может лишиться работы. Либо дави бизнес, либо не работай.

- По вашим сведениям, контрабанды стало меньше?

- Ее не стало меньше, но эти потоки перераспределили в другие руки. Серая и черная контрабанда для «импортеров» стала несколько дороже, но при достаточных связях ее можно без проблем провозить. Основные потоки контрабанды сейчас сосредоточены в руках некоторых лиц Кабинета Министров Украины и Гостаможни.

- Есть ли основания полагать, что ведомство, приняв претензии бизнесменов, внесет поправки в свои документы и в свою стратегию?

- Согласно всем ожиданиям (и субъектов ВЭД и таможенников) ситуация должна была разрешиться и перейти в правовое поле еще месяц назад, но все остается по-старому. Импорт сейчас упал и спикеры Гостаможни будут связывать это с летним периодом, когда население меньше покупает товаров.

Но дело в том, что если ситуация на таможне не изменится, то падение импорта будет прослеживаться осенью и так может продлиться до конца года, в зависимости от политики ГТСУ.

Однако, никакого дефицита товаров не будет. Пока будет спрос — будет и ввоз, «в белую» или контрабандой. Вот только каждая новая инициатива господина Калетника будет отзываться ростом цен на прилавках. Борьба таможенников за повышение поступлений в бюджет, в итоге приведет к тенизации бизнеса и обесцениванию денег.
Автор:  Ирина Волконская
Источник: openbiz.com.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *