Дорогие киевские покойники

Киеврада 26.01.2012 внесла формальные изменения в утвержденный ранее депутатами Перечень ритуальных услуг. В результате столичные чиновники обошли протест прокуратуры, приостанавливающий противозаконное решение Киеврады. Это не только опять сделало в этой сфере платным все для киевлян, что согласно законодательству, таковым являться не может, но и, похоже, способно окончательно разорить коммунальную ритуальную службу

Киеврада 26.01.2012 внесла формальные изменения в утвержденный ранее депутатами Перечень ритуальных услуг. В результате столичные чиновники обошли протест прокуратуры, приостанавливающий противозаконное решение Киеврады. Это не только опять сделало в этой сфере платным все для киевлян, что согласно законодательству, таковым являться не может, но и, похоже, способно окончательно разорить коммунальную ритуальную службу.

На словах столичное руководство, в лице первого заместителя главы КГГА Александра Мазурчака, кропотливо работает над наведением порядка в сфере предоставления населению ритуальных услуг, и занимается оздоровлением финансового состояния коммунальной Ритуальной службы «Спецкомбинат ПКБО» (СКП). На деле же в Киеве с попустительства КГГА процветают незаконные схемы заработка на смерти (предприниматели безбоязненно берут с клиентов плату за перевозку умерших на дому людей к месту сохранения (морги) и за подготовку тела к захоронению), а столичная коммунальная ритуальная слузба продолжает свой путь к окончательному банкротству.

По словам недавно назначенного директора Спецкомбината ПКБО Николая Бабия, если на 1 января 2011 г. СКП еще показывало 200 тыс. грн. чистого дохода, то уже 1 сентября предприятие вышло на 600 тыс. грн. убытка. И это при том, что СКП является единственным балансодержателем кладбищ, а, по информации КГГА, в 2010г. занимало около 27% рынка легальных ритуальных услуг и перечислило за год в государственный и городской бюджет 17,2 млн. грн. Винить г-на Бабия в том, что прибыли Спецкомбината остались в прошлом, конечно, нельзя. Он только вступил на пост директора этого предприятия.

Но, если разобраться в том, что именно профильные чиновники КГГА в последнее время предпринимают для «оздоровления финансового состояния» СКП и для «усовершенствования» правил игры на рынке ритуальных услуг Киева, ничего удивительного в таких показателях работы коммунальной ритуальной службы за 2011г. нет. В прошлом году г-н Мазурчак объявил, что панацеей для отрасли станет принятие Киеврадой Перечня ритуальных услуг. Нужно отметить, что на уровне государства минимальный перечень из 10-ти необходимых ритуальных услуг уже утвержден приказом МинЖКХ от 19.11.2003 № 193. Именно оказание этих услуг, если за это хотят взяться частники, и требует сегодня подписания ими соответствующего договора со Спецкомбинатом ПКБО. Но перечень, утвержденный решением Киеврады от 27.10.2011 №389/6605, содержит уже 38 ритуальных услуг. В этот перечень, кроме традиционных ритуальных услуг (разрешенных согласно закону «О похоронах и похоронном деле»,— ред.) незаконно были утверждены постмортальные услуги (услуги по сохранению, одеванию, бальзамированию тел, и пр.), а также «транспортировка тела умершего на дому человека к месту сохранения». Т.е. круг услуг, которые Спецкомбинат сможет делегировать частникам, был существенно расширен, причем в т.ч. за счет незаконных позиций.

В октябре 2011г. АЖИ обратилось с запросами в МинЖКХ, Минздрав, МВД, прокуратуру и другие компетентные органы с просьбой дать правовую оценку тому, что на основании решения Киеврады от 27.10.2011 №389/6605 транспортировка тела умершего на дому человека к месту сохранения, в Киеве становится официально платной. Все эти органы однозначно определили такое положение вещей, как не соответствующее действующему законодательству, а МинЖКХ еще и информировало, что предостерегало чиновников от выноса на голосование столичных депутатов такого проекта решения заблаговременно. Приводим для примера письмо от МинЖКХ главе КГГА Александру Попову, и ответ на запрос АЖИ от ГУ МВД в г. Киеве. Как объясняют все компетентные органы, транспортировку тел умерших на дому людей законно осуществлять может лишь спецтранспорт медучреждений, или (в случае подозрения на насильственную смерть) транспорт спецроты ГУ МВД в г. Киеве. Все это должно осуществляться за счет бюджетных средств бесплатно для родственников умерших.

В результате, городская прокуратура 18.11.2011 вынесла протест на пункт 2.16. («транспортировка тела умершего на дому человека к месту сохранения») решения Киеврады от 27.10.2011 №389/6605. В протесте прокуратуры четко сказано, что ритуальными услугами, согласно действующему законодательству, являются лишь услуги связанные с организацией похорон и благоустройством места захоронения, а также то, что моментом начала оказания любых ритуальных услуг является выдача свидетельства о смерти.

Но, на момент, когда покойника в частном транспортном средстве доставляют с дома в морг, такого свидетельства у заказчика похорон или кремации еще нет. Т.е. любой предприниматель, пойманный на горячем при перевозке покойника до утверждения Киеврадой своего расширенного перечня ритуальных услуг, рисковал стать фигурантом уголовного дела о получении прибыли за незаконную предпринимательскую деятельность. После же утверждения столичным горсоветом расширенного варианта перечня ритуальных услуг, а особенно после того, как Спецкомбинат ПКБО еще и делегировал какому-нибудь бизнесмену право оказывать подобные услуги (по информации АЖИ, осенью минувшего года такие договора у СКП с некоторыми СПД уже были подписаны), бизнесмен, беря с родственника умершего плату за транспортировку трупа, уже фактически ничем не рискует. Подтверждением этому являются, появившиеся в распоряжении АЖИ, накладные и договора-заказы, где фигурирует, в том числе, эта услуга. Выкладываем их для ознакомления:

1. Копии накладных от 07.11.2011, 02.12.2011, 05.01.2011 соответственно, на отпущенные товары и ритуальные услуги ФЛП Чеховичем Э.Ф.;

2. Копии договоров-заказов от 01.01.2011 №255, от 06.11.2011 №204, от 07.11.2011 №208, накладной от 08.11.2011 №357 на заказанные отпущенные товары и ритуальные услуги ФЛП Чирковим О.М.;

3. Копии договоров-заказов от №221 и №207 на заказанные отпущенные товары и ритуальные услуги ФЛП Тушинским И.Е.;

4. Копии договоров-заказов от 13.12.2011 №227 на заказанные отпущенные товары и ритуальные услуги ФЛП Мацькив Я.Р.;

5. Копии накладных от 31.10.2011 №352, от 06.11.2011 №352, от 06.11.2011 №354, №1 на заказанные отпущенные товары и ритуальные услуги ФЛП Заведия В.В.

Таким образом, становится понятно, что предприимчивые дельцы беззастенчиво берут с родственников умерших киевлян деньги, как за перевозку тела в морг, так и за манипуляции с телом перед его помещением в гроб. Из приведенных выше документов хорошо видно, что расценки на такие «услуги» очень плавающие, т.е., наверняка, зависят от визуально определяемой «бизнесменами» платежеспособности клиента, а не от утвержденных где-то и кем-то тарифов. Так приблизительно один и тот же набор услуг обходится клиентам от 5 тыс. грн. до 10 тыс. грн. и выше. Немалая доля платных услуг приходится именно на незаконные позиции. Согласно приказу Минздрава от 12.05.92 г. № 81, сохранение трупа в холодильной камере морга до 3-х суток, его вскрытие, туалет после завершения вскрытия, одевание и укладывание в гроб перед выдачей родственникам, является служебными обязанностями медперсонала патологоанатомических отделений больниц. Т.е. это, как и перевозка тела умершего на дому человека в морг, ничего не должно стоить для родственников покойника. Платным, согласно постановлению Кабмина № 1138 от 17.09.1996г., может быть лишь сохранение трупа более 3-х суток, а также услуги парикмахера, косметолога, бальзамировщика. Но и эти услуги могут оказываться исключительно, согласно утвержденным учреждением здравоохранения, тарифов. Любыми манипуляциями с трупом при этом, могут заниматься исключительно врачи. Это, кстати, на пресс-конференции прошедшей в пресс-центре УНН 26.01.2012 подтвердил и главный специалист патанатомии ГУ охраны здоровья КГГА Игорь Сидоренко. Но для КГГА и Киеврады, похоже, «закон не писан».

По сведениям АЖИ, успешный бизнес, подтверждением которого являются опубликованные выше накладные и договора-заказы, налажен при патологоанатомическом отделении Киевской областной клинической больнице №1 Феликсом Чеховичем, который ранее работал в морге этого медучреждения, а ныне арендует часть нежилого помещения больницы. Однако торговля ритуальной атрибутикой и прием заказов на организацию самого процесса похорон, основным видом дохода тут не являются. Обороты организованного при морге этой больницы бизнеса весьма внушительны. Ведь за день в Киеве умирает порядка 80-ти человек (около 60% из них на дому), а в морге Киевской областной клинической больнице №1, по сведениям АЖИ, в день происходит 20-25 выдач. Для такого способа заработка, как оказание постмортальных услуг, предприниматели явно привлекают персонал и мощности секционного зала больницы. Т.е., все это не может проходить без ведома главного врача этого медучреждения. Где оседают прибыли от незаконной предпринимательской деятельности, и кто из должностных лиц замешен в «крышевании» этой схемы, необходимо выяснить правоохранительным органам, которым АЖИ в приложении к своему обращению передает указанные копии накладных и договоров заказов.

Сложившаяся ситуация вокруг Киевской областной клинической больницы №1 — лишь одиночный пример. С попустительства КГГА некоторые бизнесмены в Киеве уже лет пять спокойно зарабатывают, как на перевозке трупа, так и на платном бальзамировании, одевании, обмывании, чистке кишечного тракта, сохранением тел в морозильных камерах, и пр. И происходит это, по сведениям АЖИ, не только в моргах медучреждений столицы, а и в морозильниках столичного крематория, а также не предусмотренных для этого помещениях в условиях полной антисанитарии. О том, что подобные услуги в Киеве можно вполне спокойно заказать у частников, свидетельствует информация, выложенная на официальных сайтах, к примеру, таких похоронных контор, как «Скорбота» и «Реквием».

Работает вся эта система довольно просто. Обычно, врач, выезжающий на дом констатировать смерть, объясняет родственникам усопшего, что забрать труп на сохранение и подготовить его к захоронению сможет только частная ритуальная фирма. Далее предприимчивый медик или подсовывает убитым горем людям заранее заготовленный номер телефона, или по этому же телефону сам сообщает бизнесмену, у которого в этой теме все уже «на мази», о том, что «клиент созрел». За это врач получает от предпринимателя откат в размере 1,5-2 тыс. грн., о чем, как об установленном факте, на одном из заседаний коллегий КГГА в минувшем году сообщал даже первый заместитель главы КГГА Александр Мазурчак. Эти затраты потом, естественно, покрывают родственники умершего. Ведь они, как правило, заказывают у «хорошей ритуальной фирмы» по «правильным ценам» весь комплекс услуг от транспортировки тела до его захоронения или кремации.

Кстати, врачи, передавая информацию об умершем любым субъектам предпринимательства, в данном случае грубо нарушают законодательство, к примеру, ст. 7 Закона «О похоронах и похоронном деле» и ч. 2 ст. 21 Закона «Об информации». Т.е. и Спецкомбинату, для которого в т.ч. Киеврада сделала перевозку тела умершего на дому человека к месту сохранения ритуальной услугой, из пункта неотложной медицинской помощи передавать такую информацию тоже нельзя. Согласно ч.1. ст. 182 Уголовного кодекса, такие действия караются штрафом от пятисот до 1 тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, исправительными работами на срок до двух лет, арестом на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 3-х лет.

Несмотря на то, что руководству города об этом хорошо известно, оно упорно намерено сделать все манипуляции с трупом до его помещения в гроб именно ритуальными услугами. Хотя, по мнению вице-президента Международной ассоциации профессионалов похоронного дела Татьяны Годовской, руководству КГГА нужно делать совсем другое. А именно: заставить руководство всех больниц Киева утвердить тарифы на все платные постмортальные услуги (чтобы на них зарабатывали больницы, а не некие предприниматели вместе с подельниками врачами), а для доставки тел умерших на дому людей в морги в структуре Горздрава выделить 3-4 единицы специального транспорта и тщательно контролировать работу медиков. Только тогда в городе, в сфере ритуальных услуг, будет наведен порядок, и не будет допущено удорожания всего, что связано с проводом умерших в мир иной.

Но такой простой рецепт для КГГА не подходит. Протест прокуратуры от 17.11.2011 (стр. 1, стр. 2) был вынесен на сессию Киеврады 26.01.2012 и удовлетворен столичными депутатами. Но в управлении ритуальных услуг КГГА было заготовлено и решение по внесению изменений в решение Киеврады №389/6605 (пояснительная записка), которое также с подачи чиновников на этой же сессии поддержали народные избранники. В результате, перевозка умерших на дому людей в морги в Киеве опять стала легальной ритуальной услугой. Оспоренный прокуратурой пункт 2.16. решения Киеврады № 389/6605 просто приобрел другую формулировку. Это, по сути, должно послужить основанием для вынесения точно такого же протеста прокуратуры, как и от 17.11.2011. Правда, в этот раз Международная ассоциация профессионалов похоронного дела, по словам г-жи Годовской, направила в столичную прокуратуру обращение с требованием оспорить, как пункт, касающийся перевозки умерших на дому людей, так и пункты с 1.1 по 1,7 (постмортальные услуги) нового решения Киеврады от 26.01.2012.

Утвержденный на сессии 26.01.2012г. проект решения Киеврады на самом деле еще в декабре минувшего года был подготовлен начальником управления ритуальных услуг КГГА Борисом Фроловым. Чиновник истово уверял столичных депутатов в том, что новая формулировка снимет все претензии к документу со стороны городской прокуратуры, о чем он, мол, узнал на совещании по данному вопросу в этом органе. Но, как выясняла «Деловая столица» (статья «Деньги из воздуха» Александр ЗВОРСКИЙ Деловая столица №50, 12-18 декабря 2011) — обсуждение какой-либо формулировки нового решения в прокуратуре не имело место. Может быть за дезинформированные депутатов, а также за то, что Спецкомбинат ПКБО из состояния убыточности под его умелым руководством так и не вышел, Бориса Фролова уволили с занимаемой должности в конце декабря минувшего года. Но его политику, похоже, успешно продолжает сейчас проводить в жизнь и. о. начальника управления ритуальных услуг КГГА Дмитрий Ермолаев. Теперь он продолжает уверять общественность в том, что утверждение Киев радой перечня из 38-ми ритуальных услуг вещь совершенно необходимая.

Нужно отметить, что и дополнение решением Киеврады от 26.01.12г. названия Перечня ритуальных услуг словами: «…, которые будут оказываться населению ритуальными службами Киева», недоступными для частников сферу ритуальной деятельности не делает. Ведь в Спецкомбинате всегда могут сослаться на Закон «О похоронах и похоронном деле». В нем сказано, что коммунальная ритуальная служба имеет возможность на основании подписания договоров с частниками делегировать им право оказывать ритуальные услуги из Необходимого минимального перечня ритуальных услуг. А на том, что произошла подмена (подобный перечень в Киеве был существенно расширен.—Ред.), можно внимание и не акцентировать… По мнению экспертов, именно с этой целью Киеврада и утвердила свой перечень.

Вывести, таким образом, из состояния убыточности Спецкомбинат ПКБО, конечно, не получится. По информации АЖИ, на сегодня это предприятие самостоятельно проводит в день всего около 10 похорон, что вполне объяснимо. Ведь, если человек умер в больнице, то его родственники могут выбирать: обратиться ли им в СКП или в любую частную похоронную фирму, ритуальная продукция и услуги которых сегодня по многим позициям на 25-30% дешевле, чем у Спецкомбината. Но больше всего шансов «подписать» клиента на весь комплекс услуг по проводам человека в мир иной имеет, конечно же, СПД, который взялся транспортировать труп к месту сохранения. Для заказчика гораздо удобнее иметь дело с одной организацией, чем с несколькими. Значит, для Спецкомбината на самом деле было бы выгодно, чтобы транспортировку умерших на дому людей, как и положено, осуществлял спецтранспорт Спецтранспорт ГУ МВД в г. Киеве, или спецтранспорт медучреждений. Тогда это предприятие могло бы за счет улучшения качества и установления адекватной цены на свои товары и услуги честно конкурировать с легальными частными игроками рынка (фирмы, которые законно арендуют под свои представительства помещения, например, при городских моргах,— Ред.), имея свою порядочную долю рынка.

Но «заточенным» на зарабатывание денег в свой карман чиновникам, похоже, выгодно совсем другое. Наладив подписание договоров на оказание ритуальных услуг между СКП и определенными бизнесменами, можно поставить под контроль, а фактически сконцентрировать в одних руках заработок и от перевозки трупов и от оказания постмортальных услуг. В результате немалые деньги будут перераспределяться между руководителями ритуальной отрасли города и бизнесменами, которых официально допустят к этой «кормушке».

Автор: Дмитрий Марковский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *