НКРСИ хочет урезать местные бюджеты

В ближайшее время Кабмин может утвердить разработанную в НКРСИ процедуру доступа операторов телеком-услуг на объекты в том числе коммунальной формы собственности. Документ игнорирует интересы местного самоуправления и создавался без участия представителей городских властей. Легализация спорных инициатив НКРСИ лишит местные бюджеты существенного источника доходов. Вероятно, выиграют от этого только крупные игроки рынка. Воспользовавшись правовой коллизией, они смогут еще долго бесплатно использовать объекты коммунальной собственности в своих коммерческих интересах

 

В ближайшее время Кабмин может утвердить разработанную в НКРСИ процедуру доступа операторов  телеком-услуг на объекты в том числе коммунальной формы собственности. Документ игнорирует интересы местного самоуправления и создавался без участия представителей городских властей. Легализация спорных инициатив НКРСИ лишит  местные бюджеты существенного источника доходов. Вероятно, выиграют от этого только крупные игроки рынка. Воспользовавшись правовой коллизией, они смогут еще долго бесплатно использовать объекты коммунальной собственности в своих коммерческих интересах.

Национальная комиссия по вопросам государственного регулирования связи и информатизации (НКРСИ) на прошлой неделе разродилась проектом постановления Кабмина «Об утверждении Правил доступа операторов, провайдеров телекоммуникаций к домам, сооружениям для строительства, реконструкции и эксплуатации домовых распределительных сетей». В ответ Ассоциация городов Украины (АГУ) запланировала 7 июня провести рабочее заседание представителей муниципалитетов, ответственных за содержание жилищного фонда. Единственной задачей этого заседания будет выработка общей стратегии работы с инициативами НКРСИ. О том, что этот орган собирается сузить полномочия органов местного самоуправления в сфере допуска операторов телеком услуг к объектам коммунальной формы собственности, АГУ уже проинформировало мэров всех областных центров Украины подобными письмами.

Анализ текста разработанных НКРСИ Правил дает право утверждать, что после их утверждения правительством органы местного самоуправления теоретически должны будут лишиться права самостоятельно определять доходы от реализации права собственности на коммунальное имущество (жилые дома, обслуживаемые коммунальными ЖЭКами и пр.). Монопольное право определять уровень оплаты за использование мест (площадей) в таких домах и сооружениях для средств телекоммуникации получит НКРСИ. В результате этого, вероятно, будут нивелированы местные технические и экономические показатели, которые и являются базой для установления соответствующих тарифов.

Как выяснило Агентство журналистских исследований (АЖИ), руководство Ассоциации городов Украины (АГУ) заранее предостерегало НКРСИ от таких непродуманных действий. Ведь под угрозу может стать легитимность всех действующих сегодня на местном уровне процедур доступа операторов рынка телекоммуникационных услуг к коммунальной собственности. Это сразу больно ударит по местным бюджетам. НКРСИ, будучи органом, технически не способным контролировать использование коммунального имущества, не сможет гарантировать его сохранность и надлежащую эксплуатацию. «При этом, ссылаясь на возникшую правовую коллизию, операторы рынка смогут заходить со своим оборудованием на объекты коммунальной собственности, не согласовывая свои действия с исполкомами местных советов. Вероятно, они и не устоят перед искушением прекратить платить по ранее заключенным с муниципалитетами договорам»,— объясняют АЖИ в профильных структурах муниципалитетов.

Инициатива НКРСИ могла бы быть и полезной

Власти на местах уверены, что своим постановлением Кабмин может попытаться решить только проблему доступа операторов рынка телекоммуникаций в дома, которые находятся на балансе ОСМД и частных ЖЭКов. Сегодня в данной сфере отношения провайдеров и руководства этих органов не регулируется ни одним нормативным актом. За доступ провайдерам в такие дома в Киеве, например, озвучивают расценки доходящие до 10-15 грн. в месяц за проводку кабеля к одному потенциальному абоненту (в одну квартиру или офис.— ред.). При этом нередки случаи, когда в инвестиционные дома или дома ОСМД пускают лишь ограниченный круг провайдеров, имеющих возможность просто дать взятки руководству этих структур. Это, естественно, ограничивает право жильцов таких домов на широкий доступ к выбору поставщиков услуг интернета, телевидения и связи.

Посягнули на святое

Но НКРСИ в числе прочего решила посягнуть и на право муниципалитетов распоряжаться собственностью территориальных общин. Сегодня в различных населенных пунктах Украины местными органами власти тариф за доступ провайдера к одному потенциальному абоненту в зданиях коммунальной формы собственности колеблется в пределах от 0,3 до 2,5 грн. в месяц. Такая оплата со стороны провайдеров является существенным источником пополнения местных бюджетов. Утвержденные на местах расценки в основном вполне удобоваримы для игроков рынка, считают эксперты. Да и соблюдать установленные муниципалитетами правила доступа в коммунальные здания для провайдеров, на самом деле, также особого труда не составляет. А вот инициативы НКРСИ теперь могут свести на нет все усилия местных властей по наведению порядка в данной сфере.

Большая работа по утверждению на уровне города оптимальной для всех участников процесса процедуры доступа операторов телеком-услуг к зданиям коммунальной формы собственности была, к примеру, проведена в прошлом году в Киеве. Решение «О вопросах упорядочивания деятельности субъектов хозяйствования в сфере связи и информационных технологий» Киеврада приняла 14.07.2011. Согласно этому документу, единым оператором в сфере подписания договоров с участниками рынка на доступ их оборудования к объектам коммунальной собственности стало КП «Киевжитлоспецэксплуатация» (КП «КЖСЭ»). До этого в 10-ти районах Киева действовали совершенно разные правила подводки кабелей на такие объекты, что создавало для бизнесменов вполне понятные неудобства. Не может не устраивать операторов рынка в Киеве и тариф на доступ их сетей и оборудования к объектам коммунальной собственности. В столице он был утвержден на уровне всего 0,6 грн. с НДС в месяц за доступ к потенциальному абоненту. В результате у руководства КГГА появилась надежда на поступления в горбюджет из этой сферы до 60-70 млн. грн. в год. Но для этого нужно, чтобы за доступ к потребителям платили абсолютно все провайдеры телеком услуг.

Учитывая созданные НКРСИ угрозы пополнению горбюджета Киева, на защиту его интересов встал даже столичный градоначальник Александр Попов. Как стало известно АЖИ, он 14 мая письменно обратился к Виктору Януковичу с жалобами на действия НКРС. Г-н Попов в своем послании обращает внимание гаранта Конституции на то, что в столице проблем с доступом провайдеров в дома коммунальной формы собственности нет, и киевлянам и гостям Киева и так доступен широкий выбор провайдеров. В письме столичного градоначальника также говорится о том, что тарификация за использование коммунального имущества является бюджетообразующим фактором, и что НКРС, разрабатывая нормативный акт, вышла за границы собственных полномочий и поручения Президента.

Кому это выгодно?

По состоянию на май 2012 г. КП «Киевжитлоспецэксплуатация» подписала около 150 договоров сервитута на доступ провайдеров к объектам коммунальной формы собственности (в т.ч. на станции мобильной связи) на сумму около 2 млн. грн. в месяц. Тем не менее, до сих пор отказываются подписывать такие договора с КП компании, работающие под ТМ Туполева-Нет, Домашняя интернет сеть, Интернет на Подоле, HetAccict, Vika-tv, Prolin, Adamant, Воля-Кабель.

Но, даже учитывая, что в городскую казну за доступ своих сетей и оборудования на объекты коммунальной собственности в Киеве пока еще не платят около 25% участников рынка, позитив уже обозначился. Согласно решению Киеврады от 14.07.2011, 50% денег, поступающих на счет КП «КЖСЭ», переправляются в спецфонд горбюджета, 25% — отдаются балансодержателям инженерных коммуникаций жилых домов (районные КП, и ЖЭКи), 25% — оставляются на собственные нужды. В результате в этом году в столице впервые начали ремонтировать слаботочные стояки сотен жилых домов, которые ранее были разрушены провайдерами в процессе самовольной подводки в них кабелей.

Т.е. в Киеве, как и во многих других городах-миллионниках, цивилизованная система взаимоотношений власти и бизнеса была налажена и уже начала давать плоды. Но тут, почему-то, один орган власти (НКРСИ. — ред.) решил уничтожить наработки и достижения других органов властных полномочий — муниципалитетов. Если работать на результат, эти структуры, все-таки конкурировать друг с другом, наверное, не должны.

НКРСИ информирует о том, что, разработанный проект Правил учитывает многочисленные обращения ассоциаций операторов и операторов телеком-услуг и предложения членов рабочей группы НКРЗ, созданной при Комиссии для выполнения Поручения Президента от 21 марта 2012г. № 1-1/645. Именно это поручение и дало старт процессу создания документа, призванного по-новому отрегулировать отношения бизнеса и власти в данной сфере. Однако, практически во всех профильных ассоциациях утверждают, что заседания этой рабочей группы проходили кулуарно, и о них структуры муниципалитетов, ответственные за предоставление доступа операторам телеком-услуг к объектам коммунальной собственности, узнавали лишь постфактум.

Подтверждением этому служат направленные к руководству Кабмина и НКРС письма, оказавшиеся в распоряжении АЖИ. В результате документ вышел сырым. Правила доступа операторов и провайдеров телекоммуникаций к объектам коммунальной собственности авторства НКРСИ, как минимум, нуждаются в существенной доработке.

НКРС блефует?

Может создаться впечатление, что НКРСИ действительно хочет, заменив собой около 30-ти тысяч органов местного самоуправления, стать регулятором в сфере предоставления поставщикам телеком-услуг доступа к объектам коммунальной формы собственности. Но для этого, минимум, нужно внести изменения в Закон «О телекоммуникациях», Закон «О местном самоуправлении», Жилищный кодекс, и положение об НКРСИ, утверждённое Указом Президента № 1067/2011 от 23.10.2011.

Как водится, на это сил и времени у нашего правительства и парламента, может не хватить. А практика показывает, что если постановление Кабмина, будет хоть на йоту противоречить действующим нормативным актам, оно сразу будет опротестовано через прокуратуру и суды. В эти органы не преминут обратиться с заявлениями и исками, как игроки рынка, так и некоторые представители местной власти. А пока крайне сложное дело будет годами рассматриваться в судах, операторы рынка, вполне вероятно, будут пополнять своими деньгами не местные бюджеты, а карманы власть имущих чиновников.

Справка:

Согласно ст. 60 закона «О местном самоуправлении в Украине» именно территориальным общинам принадлежит право собственности на коммунальное имущество и доходы местных бюджетов. Инициативы НКРСИ могут попросту лишить этого права территориальные общины. В ст. 16 Жилищного кодекса говорится о том, что государственный контроль над использованием жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления. Они же несут и ответственность за его содержание и сохранность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *